Пороги обычны на горных реках. Их узкие долины лежат в скальных породах, которые стремительное течение истирает с трудом. Рельеф дна, крутизна его склона, размер каменных монолитов, прочность пород, скорость воды – всё это бывает очень разным. В результате со временем на дне может появиться гряда каменистых выступов. Её-то и называют порогом.
На равнинных реках ситуация немного другая. Перепады высот от истока к устью обычно не так уж велики, поэтому течение спокойное. Оно, как правило, прорезает рыхлые осадочные породы – глинистые, песчаные. Эти реки старше горных, за время своего существования они успели унести тонны песков, глин, и те толстым слоем укрыли речное ложе. Река понемногу размывает берега, становится шире, скорость её и глубина уменьшаются. Как говорится, тишь да гладь…
Однако эта идиллия нарушается, когда на пути потока оказывается породы, которые еле-еле поддаются размыву: известняки, граниты, сланцы. Это бывает там, где они подходят ближе к поверхности земли и река, размывая русло, добирается до них. Вода быстро уносит то, что лежит по бокам и сверху этого пласта. Остаётся твёрдая «ступенька», которая торчит со дна, местами появляясь над водой.
Таковы, например, пороги Верхней Волги. В Тверской области её течение перегораживают Бенские пороги. Они возникли из прочных, похожих на мрамор, известняков. Свыше полусотни порогов в Новгородской области на вполне равнинной реке Мсте.
Ненасытенец и компания
Испокон веков длинные, полноводные и спокойные равнинные реки служили транспортными путями для людей и товаров. Таким был и Днепр, удобная трасса с Балтики в Чёрное море, а уже оттуда – в Средиземное и вдоль всей Европы. Правда, плавание по тогдашнему Днепру не было безмятежным круизом.
В средней части могучая река проложила себе путь над породами Украинского кристаллического щита. Лежит он неглубоко, местами приподнят и даже выходит на поверхность. Днепр размыл окружающие мягкие слои, и вдоль течения вытянулась вереница порогов. Одни гряды перегораживали всё русло, и суда приходилось перетаскивать посуху. Другие не доходили до противоположного берега, и утёсы можно было обойти по воде.
С днепровскими порогами связно немало исторических событий. Некогда киевский князь Святослав Игоревич, взяв богатую добычу, на ладьях возвращался с войском с юга по Днепру. На порогах же его поджидали кочевники-печенеги. Самоуверенный князь не внял советам и не стал перегружаться, чтоб обойти пороги по берегу. За что и поплатился жизнью.
На 65-километровом отрезке Днепра порогов было свыше десятка. Каждый представлял собой скалистую гряду. Пройти все пороги на лодках было невероятно трудно. Самым большим и самым опасным заслуженно считали Ненасытенец. Его скалы растянулись на 870 м вдоль реки и оставляли лишь узкий проход возле одного берега. В районе этого порога перепад высот дна превышал местами пять метров. Скорость потока была бешеной, вода кипела. Над скалами стояли облака брызг и водяной пыли. Лоцманы, проводившие через порог плоты, прощались друг с другом.
Люди на плотах крепко вцеплялись друг в друга. Брёвна трещали от ударов о камень. Поток бился о скалы и ревел на разные голоса. Возле берега плоты затягивало в глубокий водоворот. Людей по шею погружало в воду, а потом плоты выталкивало на поверхность. Для наблюдателей на берегу это было завораживающее и жуткое зрелище.
Обойти или утопить
Если кого и радуют пороги, то только любителей экстрима. Для человека речные пороги всегда были источником неудобств и опасностей. Некоторые учёные выводят слово «порог» от «пороть» – разрезать, бить. Эти скалы разрезают, разбивают не только водные потоки, но и вспарывают днища судов, переворачивают их, губя людей и грузы.
Чтобы сделать порожистую реку судоходной, есть три пути. Все они были в разное время реализованы на том же Днепре. По повелению императрицы Екатерины II пороги взялись подрывать. Позднее для их обхода строили не очень удачные обводные каналы. Наконец, 1930-х годах в Запорожье, за последними порогами возвели плотину высотой с десятиэтажку. Уровень воды поднялся, и пороги ушли глубоко под воду.
Точно также после сооружения Волховской ГЭС исчезли пороги на реке Волхов, где ежегодно гибли десятки судов. Правда, исчезло и место работы многочисленных лоцманов из окрестных сёл.
В период низкой воды обнажаются Омутские пороги на реке Нарве. Пройти здесь даже на лёгкой моторной лодке – проблема. Чтобы её решить, местные власти разработали проект слипа – наклонной площадки для подъёма и спуска судов на воду. Любители рыбалки и водных прогулок смогут на автомобилях обвезти своё плавсредство мимо порога и спустить на воду ниже препятствия.